Уважаемые родители, (а также бабушки, тети, старшие сестры и няни)!

Вы вместе с ребенком пришли на занятия в класс Монтессори. Вы уже были в этом классе при первом посещении нашего центра, Вы знакомились подробнее с дидактическими материалами и правилами работы с ними на собеседовании и специальном занятии для родителей. И, возможно, Вы уже попробовали себя в новой роли Монтессори — педагога на нескольких занятиях.

Но даже и после этого (мы точно знаем из опыта предыдущих групп) Вы не чувствуете себя вполне уверенно. Ребенок все время создает новые ситуации, а у Вас рождаются все новые и новые вопросы.

Мы хотим предложить Вам несколько правил, следуя которым Вы избежите многих проблем. Эти правила  учитывают нашу предыдущую практику и принципы метода Марии Монтессори. Итак…

1. Правило первое: Обувь, одежда, прическа не должны мешать в работе Вам и  вашему ребенку.

Удобно ли Вам присесть на коврик рядом с ребенком, опуститься на колени? Когда Вы наклоняетесь над материалом, не мешают ли Вам свисающие пряди волос, длинные бусы или кулон? Эти “мелочи” достаточно серьезно влияют на успешность ваших занятий с ребенком.

2. Правило второе: На занятии Вы сидите справа от ребенка (если Вы не левша).

В позиции слева Вы при показе-презентации загораживаете ребенку материал. Соблюдайте это правило и дома.

3. Правило третье: Помогайте ребенку расположить коврик в пространстве класса.

Для ребенка 2-2,5 лет это непростая задача. Обратите внимание ребенка на то, что его коврик должен располагаться на расстоянии от других ковриков и шкафов, оставляя место для прохода

Если в определенной зоне развивающей среды, например, в сенсорной, уже занимаются 3-4 человека, объясните ребенку, что для его коврика здесь просто нет места. Предложите ребенку выбрать материал в другой зоне. В этой ситуации работает принцип Монтессори – “количество занимающихся обеспечивает разнообразие в выборе материала”.

4. Правило четвертое: Занимаясь со своим ребенком, обеспечивайте условия занятий для  остальных детей.

  • Выбирая место для себя рядом с ребенком, садитесь так, чтобы не загораживать другим детям доступ к материалам.
  • Старайтесь не стоять подолгу во весь рост, чаще присаживайтесь на стульчик, на коврик, просто на колени. Дети ощущают просто физическое “давление” от стоящих над ними взрослых (да еще так близко в условиях класса)

5.Правило пятое: Ваш голос, ваша речь, тончайший инструмент, учитель использовать их возможности.

  • На занятиях говорите достаточно тихо и спокойно. Вы  обращаетесь только к тому, кто рядом. Не следует обращаться к ребенку или педагогу на расстоянии, подойдите ближе.
  • Замените слово играть и игрушка на слова заниматься или работать. Ваше обращение к ребенку в классе Монтессори звучит так: “Ты помнишь, где стоял этот материал?” “Ты будешь еще заниматься с этим материалом?”, “Мне очень понравилось, как ты сегодня работал!”. Словами мы помогаем  ребенку отделить игровую деятельность от иной — познавательной, а позже-учебной. Мы помогаем ребенку строить свою деятельность в классе Монтессори по новым для него правилам, в новой для него логике.

6 .Правило шестое: С уважением относитесь к работам ребенка. Используйте принцип “последействия”.

Даже маленький листочек с несколькими линиями, первыми изображениями геометрических фигур или букв имеет ценность для ребенка. Постепенно воспитывается уважением своей работе и работам других, потребность заканчивать работу, не делать ее как попало. Помогите ребенку в этом:

  • Рассмотрите работу ребенка. Предложите закончить ее, соединить листочки в книжечку с помощью степлера.
  • Подпишите работу ребенка карандашом. Например, под изображением круга – к р у г. Можно поставить дату.
  • В конце занятия напомните ребенку забрать работу домой. Положите ее в сумку, рюкзак ребенка аккуратно, чтобы не помять. Можно завести специальную папку для работ.
  • Дома покажите вместе с ребенком его работу другим членам семья, друзьям. Пусть ребенок расскажет, чем он занимался, “прочитает” надписи в книжечке или на листе.
  • Отдельные работы ребенка можно разместить на стене в его комнате, на прищепках на специальном шнуре.

Это создает у ребенка мотивацию к созданию новых работ.

7. Правило седьмое: Решая для себя вопрос, насколько вы можете помочь ребенку, учитывайте конкретную ситуацию.

  • Помогайте, если ребенок просит: “Помоги мне, покажи как…” при работе с материалом.
  • Отказывайте в помощи, если ребенок просит убрать за него материал, посильный ему по объему. Мотивируйте отказ “Я думаю, ты вполне можешь справиться сам.” “Ты выбрал этот материал, ты работал с ним, и убрать его должен ты. Такое правило.”
  • Убирайте материал вместе с ребенком, если чувствуете, что для ребенка составляет трудность большой объем материала (например, при комбинировании нескольких сенсорных материалов).
  • В этой же ситуации многие дети предпочитают материал весь, но самостоятельно. Вы можете спросить ребенка: “Ты хочешь, чтобы я тебе помогла убрать материал?” Выбор за ребенком.

8. Правило восьмое: При работе  с материалами обращайте внимание на их расположение на столе или на коврике.

Детям 2-2,5 лет очень трудно разместить материалы упорядочено. Типичные ситуации: карточки разбросаны по столу или смешаны в кучу,

9. Правило девятое: Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу группы.

Ваши вопросы, наши ответы – обязательное условие успешной совместной работы. Рассказывайте педагогу, что происходит с ребенком дома.

10. Правило десятое: Разговоры: какие, где и когда?

  • Короткое уточнение правил работы с конкретным материалом – в классе, с педагогом.
  • Обсуждение организационных вопросов с педагогом – до и после занятий (не выпуская ребенка из поля зрения. В этот момент за жизнь ребенка отвечаете Вы.)
  • Обсуждение новостей с другими взрослыми из группы – вне стен класса, вне занятий.
  • Обсуждение проблемных, негативных ситуаций в группе – только совместно с педагогом, гласно и вне рамок занятий.

 

 

Удачи Вам и вашим детям в новой

для Вас деятельности!!!

 









  •  

    © 2011-2014 Семейный центр Монтессори "Открытие"

    Разработка сайта: ООО "Институт геоинформационных систем"

    Яндекс.Метрика